Последние высказывания Мира езидов Тахсин Бага несомненно являются серьёзным сигналом, который нельзя оставить без внимания. Ни для кого не
секрет, что Мир очень осторожный и дальновидный человек.
Практически
все его слова и речи, произнесённые за последние несколько лет, всегда
отличались своей взвешенностью, тактом и здравым смыслом. Он никогда не
давал волю своим эмоциям и даже после леденящего душу теракта в
Кахатании Тахсин Баг со свойственным ему конструктивизмом и
сдержанностью был весьма осторожен в своих оценках. Это, в свою очередь,
временами, вызывало недовольство в рядах иракских езидов, и в адрес Мира
высказывались разного рода обвинения в частности в сговоре с
Региональным Правительством, недостаточном внимании к проблемам езидов и
т. д. Но сейчас, как видно, чаша терпения Мира переполнилась и он, что
называется, заговорил. Ничего нового в принципе, в его словах нет, и он
просто озвучил то, о чём вы можете услышать в Иракском Курдистане на
каждом шагу. Лидер езидов озвучил боль своей паствы и опять же, со
свойственной ему деликатностью сделал это весьма и весьма дипломатично.
Но даже в этом отчётливо прослеживается тревога Мира за свои народ, и за
судьбу и будущее Иракского Курдистана в целом. А вот то, что проблемы у
курдов в Ираке есть-это факт и они без преувеличения огромны. Перед
многими езидами открыто стоит проблема физического уничтожения и это в
XXI веке. Все попытки замалчивать их только подталкивают антиезидски
настроенных людей к насильственным актам против езидов.
Попытка свести неподдельное возмущение Мира к якобы существующим его
личным финансовым интересам на наш взгляд не имеет под собой никакой
основы.
То, что у езидов Ирака на данном этапе существует много проблем, и они
действительно во многих ситуациях подвергаются дискриминации и гонениям,
не для кого не секрет и в этом, что называется, убеждаешься, будучи в
Курдистане. Особенно этого некоторые курды-мусульмане и не скрывают но,
конечно же, не афишируют.
Но о проблемах надо говорить и их надо решать, чем, скорее тем лучше.
Езиды подвергаются дискриминации в бизнесе, но особенно это заметно на
уровне простого бытового общения и отношений. Слово Езид для многих
курдов-мусульман смертельное оскорбление и это вирус мутант бытовой и
религиозной нетерпимости, в последнее время набирает силу в Курдистане и
подпитывается обильными финансовыми ресурсами третьих стран, таких как
Саудовская Аравия, Иран и даже "светская и демократическая" Турция. К
сожалению, он находит благодатную почву и в самом Курдистане. Миллионы
долларов тратятся на стимулирование эмиграции езидов из Курдистана, и
этот процесс также набирает обороты. Если эта тенденция продолжиться, то
в Ираке просто не останется езидов.
Сам по себе Антиезидизм (автор впервые использует этот термин и
надеется, что он будет закреплён в литературе) имеет глубокие
исторические корни и можно привести огромное количество ужасающих
примеров дискриминации гонений, а порой и целенаправленного и
планомерного уничтожения езидов. И что самое печальное, в большинстве
случаев организаторами и ревностными исполнителями этих вопиющих актов
были не кто-либо а сами курды-мусульмане. Самой большой "виной" езидов,
которой им так и не смогли простить фанатично настроенные мусульмане
всегда было и остаётся то, что они езиды сохранили верность религии
отцов дедов и прадедов, хотя курды забывают, что это достояние не только
езидов но в том числе и курдов мусульман ибо и их предки были езидами.
Так что уважение к езидам, как к религиозному меньшинству и хранителям
исконно курдских традиций, обрядов и культуры, и к Езидизму как к
древнейшей курдской религии это, прежде всего уважение к своей истории и
предкам со стороны курдов мусульман, которое многие их них, что греха
таить, мягко говоря, не проявляют
Во многих случаях, например как это было в нашумевшем случае с
варварским убийством, а точнее расправой над езидской девушкой в
Шангале, поведение некоторых из езидов и действительно вызывает одно
лишь осуждение, но и тут, при тщательном и глубоком анализе становится
ясным, что и эти акты были хорошо спланированы и срежесированы за
пределами Курдистана а езиды стали их исполнителями. Некоторые силы в
Курдистане никак не могут или же не хотят смириться с тем, что езиды это
особенная община, живущая по своим законам, которые в свою очередь не
наносят никакого ущерба окружающим езидов людям их нормам и обычаям.
Езиды никогда и никому не навязывали своих законов и с уважением
относятся ко всем религиям и народам. Кроме того, они не противоречат
законам в регионе Иракского Курдистана.
Проблема очень и очень серьёзная и мы отнюдь не драматизируем её.
Рядовой обыватель в Курдистане не обременённый особенными знаниями о
канонах Езидской религии с "высоты" бытового уровня никак не может
понять что плохого в том, чтобы, например вступить в брак с езидами и т
д.
Если в Иракском Курдистакне эта проблема не станет предметом серьезного
обсуждения в обществе и не будут задействованы реальные механизмы защиты
прав и свобод езидов, этим всегда будут пользоваться силы извне, как
они делали это всегда. При этом, разумеется их риторика будет
сопровождаться вольной интерпретацией событий и отнюдь не в пользу
курдов. Как бы там ни было, но быть езидом сегодня в Ираке очень опасно!
Справедливости ради надо сказать, что Региональное Праительство
Купрдистана, лично Президент Масуд Барзани и премьер-министр Нечирван
Барзани, делают все, что от них зависит для борьбы с этим закостенелым
многовековым злом фанатичного антиезидизма. Но, мы должны понимать, что
и их возможности не безграничны и тем более в том исламском окружении, в
котором они находятся. И это в самом центре
мусульманского мира. Сами езиды Ирака прекрасно отдают себе отчёт в том,
что самым большим гарантом их безопасности является Президент.
Но, на наш взгляд это в первую очередь проблема сосуществования
представителей двух религий и ещё львиная доля усилий по нормализации
ситуации должна быть реализована Руководством Регионального
Правительства и оно должно принять ряд незамедлительных мер. Кроме того,
нужно проводить активную просветительскую работу для устранения вековых
стереотипов среди т. н. мусульманского большинства. Нужно повышать общий
уровень образования в регионе.
В то же время наверно ни у кого уже не вызывает сомнения тот факт, что
сегодня дипломатическими реверансами и материальными поощрениями одного
или нескольких лиц как из рядов езидов так и из рядов мусульман, этой
проблемы не решить. Езидско- мусульманское противостояние в регионе
только набирает обороты и как снежный ком увеличивается с каждым днём.
Думаем, что решением проблемы может стать в частности вариант автономии
для езидов, закреплённая юридически в конституции Ирака, тем более что,
по словам Нечирвана Барзани такая автономия возможна для Курдистанаских
христиан.
Но, в данной непростой ситуации, в качестве если, не выхода, то хотя бы
одного из инструментов решения проблемы нам видится активное вовлечение
курдов, из диаспоры рассеянной по всему миру в решение этой проблемы.
Виталий Набиев (Анкоси)
|